Ликбез для ТОПа

Учиться?..

«Самые выгодные вложения - это вложения в  образование», - любит повторять Билл Гейтс. Если вспомнить о количестве нулей в его состоянии, можно с  уверенностью сказать, что о таком понятии, как выгода, этот человек знает не  понаслышке. Другой пример в тему: в компании IBM на обучение сотрудников «сверху донизу» отводится 10-15  процентов совокупного рабочего времени. Кстати, такая схема уже давно стала ориентиром в мире бизнеса.

Любимая отговорка «высшего звена» про непосильную занятость уже не актуальна. Зарубежные исследования показали, что деятельность топов подчиняется «принципу Парето», согласно которому эффективно используется всего лишь 20 процентов рабочего дня. Объясняется всё просто: несовершенство систем управления плюс атмосфера хаоса. Вывод? Вместо пустой траты времени - образовательный процесс, и, как итог, - повышение прибыльности, конкурентоспособности и динамики развития бизнеса в целом.

Эксперты по всему миру в один голос твердят, что в ближайшее десятилетие остаться на плаву смогут лишь те компании, которые создадут высокоэффективные системы управления корпоративными знаниями. И в первую очередь это касается «светлых голов», поскольку именно гибкость ума, чёткое ориентирование в любой ситуации, способность быстро принимать решения (в том числе и нестандартные) - все эти качества топ-менеджера являются главным залогом успеха и процветания любого дела.

При этом обучение руководителей всегда являлось палкой о двух концах. С одной стороны, ТОПу как никому другому необходимо обучение, ведь именно он планирует, руководит, проводит важнейшие переговоры... И всё это в подвижной, конкурентной, зачастую агрессивной среде. Кому, как не ему, нужно быть в тонусе и постоянно совершенствоваться? А с другой стороны - боязнь показаться некомпетентным и не владеющим ситуацией в  глазах собственных подчинённых зачастую превозмогает здравый смысл и стремление учиться. Некоторые эксперты называют это «ментальными особенностями», но, как бы то ни было, такая позиция ошибочна. Учиться необходимо, проблема в другом: как, чему и у кого?

До свидания, MBA?

Нужен МВА - не нужен МВА... Споры на эту тему длятся уже не первый год. И если скептики уверены в скорой кончине такого формата обучения, то их оппоненты рьяно заверяют, что без классического диплома МВА - никуда. Но в одном эксперты солидарны - в будущем такие программы станут не просто короче, но и будут составлены так, чтобы к ним можно было вернуться снова. Зарубежные специалисты озвучивают тенденцию формирования бизнес-образования длиною в жизнь.

Если не МВА, то что? «Краткосрочное периодическое обучение - тренинги и  семинары, без длительных отрывов от  выполнения своих прямых обязанностей. Особенно эффективными они становятся в  сочетании с индивидуальными рабочими встречами в режиме коучинга или консультаций, которые направлены на укрепление полученных знаний и навыков, а  также на анализ текущих рабочих ситуаций и выработку оптимальных путей их  развития», - считает Евгений Заика, бизнес-тренер, руководитель тренинговой компании TOTE-consult®.

При этом нельзя забывать о том, что представители «высшего звена» нуждаются в эксклюзивном продукте. «ТОПы учатся только тому, что им интересно - обучаться чему-то насильно они не станут. На тренинге будут присутствовать, но  принципиально отвергнут все, что им предложат», - отмечает Алексей Топоров, бизнес-тренер компании «Арсенал-Консалтинг».

ТОПы учатся только тому, что им интересно

Так что же нужно ТОПам? На этот вопрос каждый отвечает по-своему. Например, в ходе исследования «Особенности обучения ТОП-менеджеров», проведённого компанией Begin Group, были получены следующие данные: лидером продаж стали тренинги по тайм-менеджменту (40 процентов), второе и третье место (33 и 32 процента) заняли программы по разрешению конфликтных ситуаций и управлению персоналом. На какую бы тему ни был тренинг для ТОПа, эксперты уверяют: он должен быть ориентирован на задачи компании. Успешная зарубежная практика - яркое тому подтверждение: Motorola ежегодно (!) проектирует новые программы, беря за основу главную бизнес-проблему компании на данном этапе. При этом все руководители заново проходят обучение.

А тренер кто?

Когда речь заходит об обучении руководителя, всегда стоит один вопрос: кто должен выбирать программу? «Директор по развитию, сам ТОП и тренер - при условии, что он  профессионал, способный проанализировать задачи, цели и текущую ситуацию в компании. Исходя из проведенного анализа, тренер сможет предложить наиболее оптимальную и развивающую программу», - заметил Евгений Заика.

Образовательный продукт для «высшего звена» - удовольствие дорогое. Но цена ни в коем случае не должна быть определяющим фактором в выборе программы. Эксперты приводят простой пример: если выразить временные затраты ТОПа в денежном эквиваленте - получится сумма, на порядок превышающая стоимость любого тренинга. Те, кто это уже понял, вовсю проводят тендеры на обучение своих ТОПов.

Как рассказал «Статусу» Алексей Топоров: «Наши ТОПы вполне готовы учиться и дорого платить за реальное обучение. Но, к сожалению, качественное предложение отстает от спроса. А ведь Украине обучение её ТОПов на всех уровнях гораздо нужнее, чем Европе. Можно сказать, что это стратегический приоритет, от  которого зависит в целом будущая конкурентоспособность страны. Наши ТОПы уже научились управлять бизнесом в  настоящем времени. Но им необходимо научиться управлять будущим».

Делая выбор в пользу «учителя» - тренера, коуча или бизнес-гуру, - стоит задать один вопрос: а он кто? Многочисленные сертификаты и длинный список именитых клиентов - это далеко не всё. Главное в  тренере - наличие его собственной практики. Только человек, достигший определённых высот в бизнесе, может чему-то научить. А ТОП принимает только от ровни. 

Кстати

«Период полураспада компетентности», то есть промежуток времени, за который половина ранее приобретенных знаний устаревает, в 50-60-е годы прошлого столетия составлял около 10 лет. Сегодня он, по мнению экспертов, составляет от трёх до  пяти лет и будет сокращаться по мере развития научно-технического прогресса.

Ольга Вешняя,
ж-л "Статус", № 8 от 25 февраля 2008